Сквозь червоточину образования / Единый экзамен - эпитафия системы образования

Эпитафия - надгробная надпись

Добрейший.
Пару недель назад довелось мне съездить на так называемые "курсы квалификации". Немного теории.
В современной средней школе педагоги ранжируются т.н. категориями - некоторый статус, который возвышает тебя над другими преподавателями. Категории: без категории, вторая, первая и высшая (прочие опустим - интереса не представляют). Так вот, из района в район процедура повышения квалификации отличается пониманием единого документа администрацией. Где-то достаточно провести открытый урок, съездить на курсы, где-то - целое приключение. Да не суть. Далее по статье важно знать, что категория предоставляет некоторый денежный гешефт (от 60 до бесконечности) за каждый level up. Это было вступление.

На данное мероприятие всегда приезжают различного рода люди, объединенные одной специальностью, после общения с которыми, как правило, можно понять глубину проблемы, а именно:

- Всегда найдется персонаж 40+, который будет поливать дерьмом современных педагогов. Как на курсах, так и в своей школе, при этом удивляется, почему молодые специалисты убегают в другие школы/сферы от подобного рода истеричек

- Бухари. Тысячи их!

- Всем плевать. Плевать на курсы, плевать на работу. Плевать даже тем, кто преподает курсы

Подробно поговорим о первом пункте. Для этого смоделируем некоторую ситуацию.
Представим простого парня Васю, который хуже среднего учился в школе, в 11 классе осознал, что пора браться за голову, но уже было поздно. Либо усидчивости не хватило. Вася набирает на ЦТ суммарно с аттестатом 130 баллов (о чем должны сказать эти цифры?) и с ужасом осознает, что его ждет 2 пути: армия либо "танковое" на учителя физики. Так как Вася не очень любит с 6.10 по 6.40 бегать в белуге по спортгородку, документы подаются в БГПУ, куда его успешно и зачисляют. Далее, в зависимости от совести/родителей/погоды Вася выслушивает от преподавателей университета ровно тоже самое, что и от персонажа 40+ и предстает у развилки: учится или просто получить диплом. Так как от распределения можно убежать только в армию, а желание заниматься зарядкой в 6 утра так и не появилось, Вася кое-как пытается учиться на оценки от 4 до 6. На выходе из университета получается достаточно средний, но вполне жизнеспособный преподаватель, который под должным и правильным контролем администрации школы, в которую он попадет, вырастет в хорошего (по нынешним меркам) преподавателя. Не в отличного, но много ли вы знаете отличных преподавателей? В дальнейшем он поймет, что в среднестатистической школе личные качества учителя (стрессоустойчивость, умение слушать и разговаривать с учеником как с равным себе) преобладают над знанием предмета. Знание предмета можно сформировать за 3-4 месяца, а необходимые личные качества после 23 лет - крайне маловероятно.
Но, как вы помните, учителей отбирают не по собеседованию, беседа с будущими наставниками исключена. Учителя отбирают по 4 числам. Человека, который будет учить вашего ребенка, подавать ему пример, общаться с ребенком. Человека, которого ваш ребенок будет бессознательно копировать. Да-да, отбирают по 4 числам. 4, Карл! В рекламное агенство или МТС человека собеседуют, а тут, не дай Б-г, у человека больше 200 баллов на ЦТ - его все педы страны будут пытаться затащить к себе.

Поэтому, истерия персонажа 40+ имеет право на жизнь. В их время не было ЦТ, было "подобие" экзамена. Почему подобие?
Вообще говоря, цт вводилось для "уничтожения коррупции" при поступлении. Хотя история и рассказы в толпе помнят, как абитуриентка не смогла показать на карте Новосибирск, но с помощью т.н. "сумки" поступила и, через некоторый десяток лет, стала руководителем одной из областных школ. Есть и контрпример, когда абитуриент прекрасно знал математику, но абсолютно не знал информатику. Экзаменаторы взяли его к себе на кафедру после личной беседы, где он вырос в прекрасного преподавателя и ныне является проректором одного из университетов. "Раньше" отличается от "сейчас", но не настолько, чтобы ныть во всеуслышание.

Отсюда вывод: по баллам ЦТ вы отберете к себе на кафедру людей, которые быстро думают и научены решать ЦТ. Но, весьма вероятно, это не те люди, которые вам нужны. ЦТ имеет слишком узкий спектр проверки. Корреляция между творческой профессией и суммой баллов ЦТ крайне слаба. Зачем тогда единый экзамен, у которого столько изъянов?

p.s Я знаю, тут есть руководители предприятий. На секунду представьте, что весь персонал себе вы набираете с помощью тестов без какого-либо интервью. Теперь ужаснитесь

p.p.s И нет, я не оправдываю тех, кто бил баклуши 11 лет и со 130 баллами пошел в пед. Я лишь о том, что если бы было какое-либо устное собеседование преподавателей педа и абитуриентов педа, далеко не факт, что подобного рода индивид оказался хуже т.н. 200+
Сферическая школа в…
  • poker-face, 20.10.2018 17:46 #

    а почему вы пошли в учителя?
    ответить на комментарий
    • Skazka, 20.10.2018 18:02 #
      +1
      1
      Куда баллов хватило, ясно же
      ответить на комментарий
      • dolzhnikgosudarstva, 20.10.2018 18:06 #

        Не хватило же
        ответить на комментарий
        • Shurik1, 21.10.2018 05:29 #
          +1
          1
          Но на платное же
          ответить на комментарий
          • dolzhnikgosudarstva, 21.10.2018 11:33 #

            на платное в Танка? Сильная личность
            ответить на комментарий
  • Elem, 20.10.2018 18:06 #

    Прочие категории это учитель-методист? Или я чего - то не знаю? Ну а курсы ... есть АПО. Уровень очень высокий. Плюс фестивали педмастерства и другие мероприятия - в общем есть чему поучиться у таких же педагогов, как сам.
    ответить на комментарий
  • Lea, 20.10.2018 19:04 #

    я тоже за старые добрые экзамены. совсем без блата поступая в БГУ по 5бальной системе за сочинение получила 5
    ответить на комментарий
  • elina, 21.10.2018 07:07 #
    +1
    1
    Смешанные чувства после прочтения. Будто совсем не про единый экзамен крик 
    ответить на комментарий
    • dolzhnikgosudarstva, 21.10.2018 11:38 #

      Отбирать учителей по сумме 4 чисел и потом недоумевать, как это так %username% не знает, с какой стороны к детям подойти и вечно на них кричит
      ответить на комментарий
      • elina, 21.10.2018 12:33 #

        Это Вы картину Мунка описали?)
        ответить на комментарий
  • GuVera, 21.10.2018 20:54 #

    А вы нашли ответ на свой главный вопрос предыдущих топиков:  "Как заинтересовать учеников и стать хорошим учителем?" Если нет, ищите дальше!!! Удачи!
    ответить на комментарий
Ответить автору поста
dolzhnikgosudarstva
70 постов
Последние комментарии
Elem
Hellga
function li_counter() {var liCounter = new Image(1,1);liCounter.src = '//counter.yadro.ru/hit;bloger?t44.6;r'+((typeof(screen)=='undefined')?'':';s'+screen.width+'*'+screen.height+'*'+(screen.colorDepth?screen.colorDepth:screen.pixelDepth))+';u'+escape(document.URL)+';'+Math.random();}